Буду краток: год, можно сказать, «проходной». Никаких кардинальных изменений и обновлений в магазине не произошло, только мелкие.
Цифры
Выручка увеличилась на 26% по сравнению с прошлым годом, прибыль — на 29% (не зря же я всё-таки работал весь год над увеличением цен!). В прошлом году было круче: прибыль возросла на 59% по отношению к позапрошлому году (спасибо нововведениям в MiniCRM).
Стоимость склада в закупочных ценах увеличилась на 32% — в конце прошлого года мы расширились по площади почти в 2 раза и в этом году не стеснялись в закупках, чтобы полки не пустовали, так сказать.
Средняя наценка подросла с 53,35% в 2017 году до 58,83% в 2018.
Новое
Разработали больше учебных материалов с особенностями автомобилей, а после — внедрили обязательное тестирование раз в квартал по этим материалам. Это помогает обучать новичков и держать в тонусе «старичков».
Купили статистику по автопарку региона, интересно было оценить наше положение. Результатом доволен: чуть больше половины всех «китайцев» Уфы совершала у нас покупку. Но есть над чем работать.
Один из менеджеров уволился (предложили должность директора в другом магазине), нашли нового — 2 месяца заняло обучение.
Установили камеры видеонаблюдения — не то что бы у нас была в них большая потребность, но я внезапно увидел на Aliexpress набор из 4 wi-fi камер с записью звука всего за 8000 и через полтора месяца доставки — камеры уже висят. Крутая штука: нужен только один кабель питания, картинку и звук камера передаёт по wi-fi на регистратор, который подключен к роутеру. В результате можно посмотреть онлайн трансляцию или запись в любое время в любом месте с телефона. Ещё 5500 рублей ушло на жёсткий диск на 2TB, итого 13 500 рублей.
Смонтировали сами, ничего сложного: закрепить камеру, отрегулировать углы и подключить блок питания в розетку. Год назад интересовался: 4 камеры (проводных и без звука), регистратор и жесткий диск на 2TB — это всё стоило 40-45 тысяч, в зависимости от камер.
Наконец-то ввели рабочую форму: сначала летом купили продавцам одинаковые поло без логотипов, потом осенью стало прохладно и мы заказали свитшоты (свитеры, если по-русски) с печатью. Получились даже лучше чем я ожидал. К весне закажем такого же цвета поло, тоже с логотипом, чтобы если кто-то будет в поло а кто-то в свитшоте, всё равно было виден общий стиль.
Снаружи повесили на окна баннеры, получилось тоже достаточно симпатично. Это фото сразу после установки, левый баннер потом почему-то сам по себе распрямился (хотели снять и закрепить заново чтобы не было волн — а через несколько дней они пропали, баннер стал ровный).
Почти во все месяцы удавалось «вытащить» деньги из магазина — приятно, особенно с учётом того что мы ещё и откладывали деньги на новый магазин. Раньше такие суммы регулярно изымать не получалось, а этот год был достаточно стабильным.
Планы
Будущий год обещает быть интереснее и насыщенней событиями.
Для начала, в феврале, как я и писал, планируется открытие нового магазина. Правда отложенных денег немного не хватает, придётся дополнительно вкладывать. А так хотелось открыть новый магазин исключительно на запасы «старого» магазина!
Примерно в то же время будет и расширение в «старом» магазине: плюс 16 или 20 квадратов площади. Одновременно с этим проведём и небольшой ремонт помещения.
В автосервисе планируется введение онлайн листов диагностики подвески — пока это прототип, и выглядит он очень круто: свой набор узлов подвески для каждого автомобиля, моментальная проценка работ и запчастей, электронная версия листа диагностики на сайте, и другие мелочи.
MiniCRM
Меня всё же убедили, что MiniCRM нужно начать продавать. Многие детали остаются под вопросом, как технического характера так и общего: кому, почём, в каком виде и как продавать, и тому подобное. Но в целом вектор определён, на днях пришла очень крутая, на мой взгляд, идея — напишу отдельный пост на эту тему.
Хочется также «прокачать» интеграцию с 1С, чтобы было больше возможностей — чувствую, что это понадобится многим.
В январе планирую подключить отправку сервисных сообщений (о прибытии заказа, о покупках и возвратах) во Вконтакте, это немного снизит расходы на СМС да и в целом это, кажется, круто. Посмотрим, как отреагируют покупатели.
Остальные планы по MiniCRM озвучивать, пожалуй, не стоит — слишком многое ещё может поменяться. Так что за сим позвольте откланяться.
PS: с любыми вопросами, идеями, жалобами и даже без ничего — пишите в «телегу»: @topclansru